БИЗНЕС-СЕТЬ KINETICS CRM CALL-ЦЕНТРЫ ERP ECM ITSM PM АБС АБН SEC SAAS
ЧТО ТАКОЕ АБС? НОВОСТИ АНАЛИТИКА ВНЕДРЕНИЕ АБС СИСТЕМЫ ПОСТАВЩИКИ ФОРУМ Напишите нам!  
     Мероприятия Термины Статьи Рейтинги Разработчики АБС Карьера Ссылки  

СТАТЬИ /более 350/
МЕТОДОЛОГИЯ
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
ОБЗОРЫ РЫНКА
ТРЕНДЫ
РЕЙТИНГИ
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
МНЕНИЯ БАНКИРОВ

Сделай правильный выбор!


crm ПОДПИСКА

Чтобы подписаться на рассылку новостей сайта, введите свой e-mail:

 
   
МЕТОДОЛОГИЯ

Тютюнник А. Выбор автоматизированной банковской системы


Руководство любого банка периодически приходит к пониманию, что используемая в настоящее время система автоматизации не полностью удовлетворяет потребностям банка и обнаруживает необходимость внедрения новой системы автоматизации банковской деятельности. Но как получить необходимую и достаточную информацию для принятия адекватного и взвешенного решения по такой сложной проблеме, как выбор информационной системы для автоматизации комплекса банковских операций и системы управления банком? Существенная часть проектов этого направления осуществляется с задержками по срокам, перерасходом бюджета или вообще после расходования значительных ресурсов и времени признаются неудачными. Как минимизировать риски и все-таки добиться результата, тем более, что современная АБС может обеспечить существенные преимущества в технологии работы банка и обслуживании клиентов? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в рамках данной статьи.

Анализ целесообразности (Feasibility Study)
Функциональные требования (Functional Requirements)
Организация процесса выбора системы (Package Selection Framework)
Проведение тендера (Tender Execution)
Заключение контракта (Engagement and Contracting)
Основные недостатки российских систем (Russian Systems Faults)
Потенциальные услуги (Consulting Involvement)

 

Анализ целесообразности (Feasibility Study)

Анализ целесообразности, осуществимости, известный в западной практике как процесс Feasibility Study, является обязательной составляющей начальной стадии всех проектов по покупке или разработке системы автоматизации. Собственно, если формулировать кратко, на этом этапе на основе имеющейся информации и оценки принимается решение о покупке новой системы автоматизации или ее разработке собственными силами. Результатом этого также может быть вывод об отсутствии адекватных решений, их недостижимости или необходимости отложить процесс замены системы. Такой анализ должен производиться на основе анализа экономической, технической, технологической и социальной целесообразности нового решения.

К сожалению, в российской практике этот процесс редко бывает формализован, и решение о покупке или разработке принимается без анализа соответствующих критических факторов и всех аспектов, что существенно повышает риски проектов автоматизации.

До начала реализации проекта банку необходимо найти четкие ответы на ряд вопросов.

Каковы временные рамки для процесса выбора, внедрения и возможной эксплуатации решения?

Действительно ли новое решение продиктовано требованиями бизнеса и какие альтернативные варианты существуют?

Возможно ли и что необходимо предпринять, чтобы уже имеющаяся система (Legacy System) удовлетворила новым задачам и реалиям?

Существуют ли на рынке решения, способные удовлетворить требованиям банка?

Какова примерная стоимость собственной и сторонней разработок?

Соответствует ли замена информационной системы общей стратегии банка?

Каковы основные риски, с которыми столкнется банк при том или ином сценарии?

Далее следует обосновать целесообразность и осуществимость с экономической, технической, технологической (операционной) и социальной точек зрения.

Расчет экономической целесообразности включает сопоставление возможных затрат и потенциальной экономической выгоды от использования нового решения. Для этого могут анализироваться такие параметры, как период окупаемости системы, чистая приведенная стоимость, норма рентабельности, общая стоимость владения и др. Цель всего этого процесса — хотя бы примерно оценить экономическую эффективность решения.

Техническая осуществимость определяется путем оценки адекватности существующей технической и телекоммуникационной базы для нового решения. При ее недостаточности требуется дополнительная оценка возможных сценариев развития технической инфраструктуры, стоимости и времени таких изменений.

Определение технологической или операционной целесообразности включает оценку возможных плюсов использования новой системы, повышения качества услуг, расширения спектра продуктов и соответствия другим требованиям банковского бизнеса.

Важным этапом является и анализ социальных составляющих этого процесса, который включает оценку таких аспектов, как готовность пользователей к поддержке нового решения, повышенным нагрузкам и обучению работе с новым продуктом, соответствие их квалификации современным требованиям и технологиям, адекватности их ожиданий. Это тем более важно, что, как показывает практика, неудачи многих проектов в этой области носят именно социальный характер.

На основании всей собранной информации высшим руководством банка принимается окончательное решение о покупке или разработке новой системы. Другими словами, не существует типового решения этой задачи, оно всегда индивидуально и каждый раз должно базироваться на результатах анализа, хотя на практике все-таки большинство и зарубежных, и российских банков принимают решение в пользу сторонних разработок.

 
Функциональные требования (Functional Requirements)

Следующим шагом является разработка функциональных требований. Детальные требования к системе автоматизации банковской деятельности должны быть определены также на предварительных стадиях проекта, до начала непосредственного выбора системы.

Для организации процесса определения требований к системе рекомендуется осуществление данного этапа специальной командой сотрудников банка или консультантов во взаимодействии со специалистами функциональных подразделений под руководством представителя высшего звена (член правления). В крупных организациях такие команды иногда создаются еще на стадии анализа целесообразности.

Этап включает следующие шаги:

проведение интервью с руководством и представителями бизнес-подразделений банка;

ознакомление с существующей и планируемой технологией, бизнес-процессами, особенностями работы и информационных потоков;

оценка организационной структуры, стратегии и направлений развития банка и их влияние на выбор АБС;

осуществление детального анализа используемых систем;

анализ существующих требований к системе по функциональным возможностям и отчетным средствам, их доработка и приоритезация;

определение, согласование и утверждение требований к техническим характеристикам системы (объемы операций, оперативность, защищенность данных и т. д.);

определение/уточнение/утверждение основных бизнес-процессов банка, подлежащих и не подлежащих автоматизации, и их взаимодействия;

определение и утверждение требований к системе.

Результатом этой работы должен стать документ «Требования к системе», который является частью тендерной документации. Такой документ может иметь в зависимости от размера и сложности банка от 50 до 1500 страниц. Впрочем, если документ построен правильно и в нем не излагаются общепринятые требования, то для среднего банка вполне достаточно 70—100 страниц. Некоторые банки в подобных документах пытаются описать всю технологию работы банка со всеми деталями, используя специальные средства и стандарты моделирования (IDEF0, DFD, UML). Но, по нашему мнению, излишняя детализация может обойтись достаточно дорого как с точки зрения финансовой, так и с точки зрения потерянного времени.

Рассмотрим некоторые обычно выдвигаемые требования к банковским информационным системам. К общим требованиям к АБС обычно относят следующее:

Система должна базироваться на современных технологиях, быть построена на современных платформах (ОС и СУБД), позволяющих реализовать гибкость, открытость и маcштабируемость системы.

Система должна представлять собой оптимальное, интегрированное решение и иметь единую базу статистических данных. Возможность интеграции с существующими системами или модулями.

Иметь достаточное функциональное покрытие и возможность расширения (наращивания) функциональных возможностей в соответствии с потребностями банка, изменениями законодательства и т. д.

Иметь возможность увеличения количества обрабатываемых транзакций и/или клиентов.

АБС должна предусматривать ввод и обработку операций посредством электронного документооборота (workflow). Для документов должен быть предусмотрен набор состояний и стадий обработки, определенных банком.

Система должна формировать аналитические отчеты по критериям (как минимум): по клиентам и по продуктам.

Система должна обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность деловой информации.

Система должна обеспечивать контроль за действиями пользователей на системном и прикладном уровне и их последующий анализ.

Система должна иметь возможность импортирования данных из внешних приложений.

Система должна содержать гибкие возможности настройки отчетов, доступные для использования обычными пользователями. Отчеты можно формировать для любой информации, содержащейся в АБС, информацию, обрабатываемую в разных модулях АБС можно группировать в один отчет. Там, где это возможно, система должна автоматизировать подготовку отчетности ЦБ РФ, а также налоговой.

Инструментарий системы (генератор отчетов) должен позволять определять внешний вид отчетов, данные, на основе которых будет формироваться отчет, порядок сортировки и критерии отбора как для отчетов, получаемых на регулярной основе, так и для разовых отчетов по специальному запросу. В системе должна существовать возможность модификации существующих отчетов.

Система должна проверять данные, вводимые пользователем или поступающие через интерфейс обмена данными, и осуществлять лексический, синтаксический и семантический контроль. Примерами контроля могут быть: проверка формата, например цифровой; наличие кода клиента в справочнике; отклонение от обычных значений; задвоение операции; диапазон дат; проверка соответствия остатка типу счета (активный, пассивный); достаточность средств на счете; превышение лимитов; проверка критерия (сумма и счет).

Система должна предусматривать возможность верификации и авторизации действий и документов персоналом, незадействованным при вводе операции. Должна существовать возможность настройки данной опции для определенных видов операций или операций, превышающих установленный лимит.

Система должна быть понятной, удобной в использовании и применять современные технологии построения интерфейса.

Система должна вести протокол всех операций. Этот протокол должен быть доступен для просмотра по запросу администратора безопасности и иметь разграниченный доступ. В протоколе операций должны содержаться как минимум следующие данные: время, идентификатор пользователя, рабочее место, приложение и тип операции. Ручной ввод, пакетная обработка данных и обработка данных через внешние интерфейсы также должны фиксироваться в протоколе. Протокол операций пользователей в системе должен быть защищен от изменений.

Система должна иметь возможность классифицировать пользователей и предоставлять различным категориям пользователей различные уровни доступа к системе и данным: по объему операторских функций (доступ к определенным экранам и функциям); по степени доступа (просмотр/ввод/авторизация); Системный администратор должен иметь возможность создавать индивидуальные меню для конкретных пользователей.

Детальные требованиях, конечно, невозможно достаточно полно изложить в рамках статьи, поэтому перечислим для примера лишь некоторые специфические требования:

Система должна осуществлять автоматическую проверку остатка денежных средств на счете клиента перед списанием средств со счета.

Система должна осуществлять расчет текущего и планового (с учетом будущих и неподтвержденных платежей) остатка денежных средств на счета клиента на любую дату.

Система должна осуществлять контроль остатка по счету с учетом установленных лимитов. При превышении лимитов по операции или остатку на счете необходима дополнительная авторизация.

В системе должна существовать процедура авторизации при открытии нового счета, без которой новый счет не может быть задействован для каких-либо операций.

Система должна предусматривать возможность формирования автоматических операций. Такие операции должны настраиваться по произвольным шаблонам и иметь возможность формироваться по заранее определенному графику (stand-by orders). Примером таких операций может быть ежемесячное списание сумм коммунальных платежей сотрудников организации с ее расчетного счета.

Система должна отслеживать все стадии жизненного цикла кредита, начиная от предоставления заявки до закрытия договора.

Должна существовать возможность автоматического переноса остатков на другие балансовые счета в случае требований учета (например, закрытие парных счетов).

В системе должны формироваться специальные контрольные отчеты. Например, отчет по операциям, где произошло превышение лимитов, список исправительных проводок и проводок в предыдущих операционных днях, список проводок, где условия могут быть некорректными, например, дебетовая проводка на счет доходов, большие суммы по транзакции или по клиенту, проходящие через кассу, большие суммы, проходящие по расходным счетам, список счетов, по которым за настраиваемый период отсутствовало движение средств (dormant accounts), отчет по суммам, находящимся на счете дольше определенного периода, или операциям, не завершенным в течение заданного промежутка времени, отчет по операциям со счетами доходов и расходов, введенных вручную.

 
Организация процесса выбора системы (Package Selection Framework)

После того как обоснована необходимость внедрения новой банковской информационной системы и сформулированы основные требования к ней, можно приступать непосредственно к процессу выбора. Подчеркиваем, что в рамках данной статьи мы будем говорить о сторонних системах.

Процесс выбора АБС является основополагающим для успеха всей работы по замене старой системы на новую, и не только потому, что необходимо выбрать действительно адекватную требованиям и задачам банка систему и найти достойного бизнес-партнера, но и потому, что именно на этой стадии необходимо заложить правильный фундамент взаимоотношений с компанией — поставщиком решения (вендором). Именно на этой стадии будущие проблемы еще можно устранить без серьезных последствий, строя процесс выбора максимально продуманно, согласованно, минимизируя риски и заранее готовясь к сложностям.

Основными этапами процесса выбора АБС являются проведение тендера на выбор системы и заключение контракта. Ниже мы детально рассмотрим составляющие этих двух процессов, сейчас хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, тендерная форма выбора системы является не только наиболее предпочтительной, но и единственно возможной. Основными причинами этого являются:

независимость и относительная объективность решения (посредством тендера оценивается максимальное количество решений, и в этом процессе участвуют многие специалисты банка, а иногда и привлеченные эксперты и консультанты);

удобство и эффективность (удобство проявляется во взаимодействии с поставщиками, получении информации, тендер также позволяет оптимизировать использование в этом процессе банковских специалистов, которые должны активно участвовать в выборе, но при этом продолжают выполнять свои основные обязанности);

быстрота выбора (использование тендера на основе правильных методик позволяет существенно сократить общее время от начала выбора до окончательного решения, что очень немаловажно, так как процесс выбора системы может занимать от нескольких месяцев до более чем года, т. е. занимать от 10 до 40% всего времени замены старой системы на новую).

Рассмотрев основные принципы выбора новой АБС, перейдем к первой составляющей этого процесса — собственно проведению тендера.

 
Проведение тендера (Tender Execution)

Существуют две основные формы проведения тендера на выбор АБС: открытая и закрытая. Открытая форма подразумевает официальное объявление о проведении тендера с возможностью участия всех заинтересованных фирм. Закрытая форма подразумевает, что круг участников определяется самим банком, организации, не попавшие в этот список, к участию в тендере не допускаются. Можно порекомендовать для проведения тендера по выбору АБС закрытую форму. Хотя необходимо отметить, что в некоторых случаях может быть использована и открытая форма. Предпочтительность закрытой формы связана со спецификой рынка банковского программного обеспечения, а именно — ограниченностью в количестве и относительной известностью компаний поставщиков. Так, на российском рынке активно работают в этой области не более десяти отечественных компаний и всего несколько международных. Итак, какова должна быть организация тендера?

Первый этап — это подготовка и организация тендера. Он состоит из подготовки тендерной документации, определения и утверждения порядка и условий проведения тендера. К минимально необходимому комплекту тендерной документации относятся

правила (методика) проведения и подсчета результатов;

приглашение на участие в тендере, которое будет рассылаться участникам;

анкета участника тендера, которую следует заполнить и возвратить вместе с подтверждением участия.

На этом этапе необходимо утвердить основные подходы к проведению процедуры тендера. По нашему мнению, предпочтительным является проведение двухэтапного тендера, и далее мы будем описывать именно этот подход.

Второй этап — формирование расширенного списка участников (Long List) и рассылка приглашений (Invitation to Tender). Для выбора потенциальных участников тендера осуществляется рассмотрение существующих поставщиков программных продуктов на предмет целесообразности включения их в тендерный список (предварительный анализ поставщиков и систем на предмет соответствия общим требованиям), затем осуществляется определение и утверждение участников тендера.

В приглашении на участие в тендере, как правило, содержится общая информация, условия тендера и порядок взаимодействия, сроки проведения, контактная информация, конфиденциальность.

В анкету участника включаются

общая информация о компании (контактная информация, наименование представляемой системы, год создания, число сотрудников, количество клиентов, представительства и партнеры);

общая информация о системе (число имеющихся внедрений, число внедрений в российских и зарубежных банках, техническая платформа: база данных, операционная система, требования к серверам и рабочим станциям, архитектура, иностранные языки, поставка лицензий на дополнительное программное обеспечение);

функциональность (мультивалютность, ведение бухгалтерского учета в соответствии с инструкциями ЦБ РФ, поддержка нескольких планов счетов и международных стандартов учета);

открытость (возможность импорта данных из внешних систем, уровень детализации данных при импорте, взаимодействие с внешними системами);

среднее время внедрения, примерная стоимость системы и услуг, организация сопровождения системы.

Третий этап — отбор наиболее предпочтительных систем для детального ознакомления (Short List). На этом этапе компаниям из расширенного списка, подтвердившим свое участие, передается документ требования к системе. Далее проводятся ознакомительные показы по общим возможностям системы (около 2—4 часов на каждую систему). Участникам дается некоторое время на формирование официального ответа о соответствии их решений представленным банком функциональным и техническим требованиям.

На основании информации, полученной из анкет участников тендера, впечатлений от просмотров систем, а также сведений о соответствии требованиям осуществляется выбор наиболее предпочтительных систем для детального ознакомления. Результатом этапа должен стать список из 3—4 систем. Большее количество неудобно из-за существенного увеличения времени изучения, меньшее — потому что увеличивается риск невключения в детальное изучение действительно подходящей банку системы.

Четвертый этап — детальное ознакомление и выбор системы. После оповещения как компаний, прошедших во второй круг отбора (Short List), так и вышедших из дальнейшей борьбы, необходимо приступить к планированию встреч с поставщиками, просмотру систем. Такое планирование очень важно, так как детальный просмотр системы отвлекает огромные ресурсы как банка, так и фирмы — разработчика решения. Переносы или отмена просмотров, недоступность соответствующих специалистов могут затянуть этот процесс в несколько раз. Поэтому необходимо сформировать, согласовать и утвердить график встреч с поставщиками, который должен возможно точно соблюдаться. В ходе ознакомления могут использоваться так называемые тестовые задания — заранее описанные банком процедуры, которые в ходе показа системы предлагается исполнить в системе. Иногда их необходимо заранее согласовать с поставщиком, чтобы он настроил соответствующий функционал системы для демонстрации и не отговаривался тем, что «это система может, но требуется небольшая перенастройка».

Далее начинается анализ предложений от поставщиков и оценка систем в ходе детального ознакомления. При анализе поступившие предложения от поставщиков оцениваются по следующим критериям:

степень соответствия бизнес-требованиям банка;

необходимость доработки и модификаций предлагаемого решения;

предварительная стоимость и сроки проведения доработок и модификаций;

стоимость системы и стоимость обслуживания/поддержки;

скрытые издержки и выгоды от использования системы;

надежность и репутация поставщика, опыт деятельности в России и на других рынках, его возможности по обеспечению необходимого уровня поддержки и обслуживания системы в Москве, а при необходимости — в регионах России.

Банк может использовать метод взвешенной оценки, который будет использовать оценки специалистов различных элементов системы. К вышеперечисленным критериям оценки и самим оценкам должны применяться различные веса, предварительно согласованные и утвержденные. В зависимости от критичности того или иного критерия ему будет присвоена соответствующая балльная шкала, по которой он будет оцениваться. Например, если «Степень соответствия техническим требованиям банка» является важным критерием оценки, ему будет присвоена более высокая балльная шкала и т. п.

Стоимость системы и ее поддержки является критерием, который оценивается путем определения соотношения баллов, набранных после оценки всех остальных критериев, и стоимости. В результате вычисляется так называемый коэффициент экономической эффективности системы. Необходимо отметить, что использовать стоимость системы как критерий сравнительной оценки нужно с осторожностью, так как он применим, только когда системы сопоставимы по всем основным параметрам. Также важно оценивать не предварительную, а действительную или окончательную стоимость системы, поэтому до завершения процесса оценки банк должен сформировать запрос на официальное коммерческое предложение для участников этого этапа тендера (Request for Proposal) и ответ на него (коммерческое предложение) должен быть получен.

Итоговым результатом этапа должен стать отчет по оценке и анализу систем и рекомендация оптимального варианта. На основе отчета с результатами анализа рассмотренных систем с перечислением плюсов и минусов каждого из них руководство банка должно будет сделать свой выбор. Такой окончательный выбор, учитывая важность задачи, обычно осуществляется на заседании правления, где выслушиваются представители различных подразделений с комментариями к их оценкам, обсуждаются результаты взвешенной оценки и стоимостные параметры решений. Может быть рекомендовано выбрать не только один оптимальный вариант (лидер тендера), но и второй страховочный вариант. Тогда в случае возникновения проблем с выбранным поставщиком, например на стадии заключения контракта, можно будет вступить в переговоры со вторым поставщиком. Эту ситуацию можно будет открыть обеим компаниям, что, безусловно, пойдет на пользу банку.

 
Заключение контракта (Engagement and Contracting)

После окончательно выбора системы начинается стадия согласования и заключения контракта — игра, в которой банк изначально обречен на поражение. Даже при наличии квалифицированных юристов банку нечего противопоставить вендору, который имеет опыт заключения десятков, если не сотен подобных контрактов и специализированных по софтверным контрактам юристов. К тому же банковские юристы да и ИТ-специалисты недостаточно понимают различные нюансы и, как это ни странно, склонны доверять устным обещаниям. Но не все так плохо, мы постараемся дать ряд рекомендаций, которые могут облегчить заключение контракта и сделать его удобным банку, а не компании.

Итак, каковы общие подходы к переговорам и заключению контракта и отдельные соображения, которые необходимо принимать в расчет?

Необходимо помнить, что компания будет делать только то, что записано в контракте.

Предполагать негативный сценарий и анализировать контракт с этой точки зрения.

Софтверные компании умеют не только «вспоминать» о невключенных в первоначальное предложение услугах и модулях, но и «падать» в ценах.

Необходимо требовать прояснения терминологии и закрепления ее в контракте, в том числе таких понятий, как адаптация, доработка, настройка, конвертация и т. д.

В контракте должны быть определены ключевые точки проекта (Milestones) и признаки их прохождения (достижения), например, опытная и промышленная эксплуатация, пользовательское тестирование и приемка, поставка программного обеспечения и т. п.

Везде, где это только возможно, следует включить в контракт требование об обязательном согласовании с банком действий компании-поставщика.

В контракте должны быть предусмотрены санкции за задержку адаптации или внедрения по вине компании и процедуры определения и согласования причин задержек или перенесения работ.

Может быть предусмотрен возврат всех или части лицензионных платежей при неуспехе внедрения или его задержке более чем на 1 год (правда, на включение этого пункта поставщики решения не всегда соглашаются).

Поддержка российской отчетности, налоговых и прочих требований должна быть рассмотрена отдельно и детально.

Процедура отказа от старой системы должна быть также рассмотрена.

Необходимо предусмотреть возможность замены по требованию банка отдельных специалистов или менеджера проекта в случае их недостаточной квалификации или сложностях во взаимоотношении с ними.

Желательно определение предельных сроков и стоимости работ.

Процедуры разрешения споров и конфликтных ситуаций должны быть включены в контракт.

Учитывая данные факторы, можно существенно снизить риски выбора системы.

 
Основные недостатки российских систем (Russian Systems Faults)

Анализируя процесс выбора банковской системы, нельзя не сказать об основных двух классах этих систем, их различиях. В настоящее время можно говорить о существовании на рынке двух основных классов систем: российские и зарубежные. Безусловно, российские системы не все такие одинаковые, среди них есть лидеры и аутсайдеры, решения, имеющие некоторую специализацию, но если говорить в целом, все-таки они близки по духу, идеологии и функциональным возможностям. Зато они существенно отличаются от зарубежных систем.

Здесь мы рассмотрим недостатки именно российских систем, так как недостатки зарубежных в основном общеизвестны: высокая стоимость решения и его сопровождения, сложности с поддержкой российской специфики, и прежде всего отчетности ЦБ РФ, продолжительное внедрение системы. В целом же зарубежные системы представляют собой действительно надежные и функционально полные решения, которые поддерживают прогрессивные банковские технологии, а также опыт и практику банковского дела стран с развитой экономикой.

В чем же основные недостатки российских систем?

Российские системы не являются контрольно-ориентированными. Они слабо поддерживают процедуры внутреннего контроля и аудита. В них практически отсутствуют различные механизмы сверок, контрольных отчетов, принудительных процедур, механизмов минимизации, предотвращения и поиска ошибок.

Они слабы с точки зрения информационной безопасности. Это проявляется в таких вещах, как невозможность настройки правильной парольной политики, адекватной системы разграничения прав, протоколирования действий пользователей, слабой защите на системном уровне, отсутствии специализированного функционала для администраторов безопасности.

Ограничен функционал по сравнительно новым для нас направлениям банковской деятельности: рынок денег, FOREX, дилинг, операции с производными ценными бумагами, векселями, современные формы кредитования.

Недостаток или полное отсутствие механизмов автоматизации управления банком: управленческая отчетность, онлайновый анализ рентабельности продуктов и услуг, прибыльности клиентов, средств моделирования, механизмов автоматизации управления активами и пассивами, слабая визуализация управленческой информации.

Сложности с поддержкой международных стандартов бухгалтерского учета.

Отсутствие автоматизации таких банковских функций, как риск-менеджмент, внутренний аудит, казначейство и, в частности, управление ликвидностью.

Недружественный интерфейс. Как правило, западные системы имеют более удобный для работы интерфейс. Это объясняется тем, что в российской практике отсутствуют специалисты — дизайнеры интерфейса. Он разрабатывается обычными программистами и впоследствии модифицируется согласно пожеланиям клиентов.

Несмотря на эти недостатки и считая, что некоторые из них неактуальны, большинство банков по-прежнему выбирают российские системы, хотя установка зарубежных систем в последнее время существенно активизировалась.

 
Потенциальные услуги (Consulting Involvement)

Выбор АБС является задачей, для решения которой во всем мире принято активное привлечение сторонних консультантов. Это связано с несколькими причинами.

Во-первых, в этом процессе наличие опыта существенно сокращает время выбора и помогает более оптимально построить сам процесс. Крупные консалтинговые компании обладают таким опытом и имеют устоявшиеся и проверенные многочисленными проектами методики, самостоятельная разработка которых непроста. Примером может быть система взвешенной оценки АБС, или организация тендера.

Во-вторых, привлечение сторонних наблюдателей или тем более организаторов и исполнителей тендерных процедур повышает независимость и объективность выбора. К сожалению, часто покупка банковской системы сопровождается личной заинтересованностью того или иного руководителя банка в продвижении конкретной системы. Поэтому использование консультантов, которые не только организуют процесс и наблюдают за объективностью, но и сами дают рекомендацию по оптимальному с их точки зрения выбору, очень важно.

В-третьих, консультанты иногда помогают разобраться банку в приоритетности его требований и различных скрытых проблемах и подводных камнях. На практике может сложиться так, что выбираемая система соответствует 90% требований банка, но доработка оставшихся 10% в случае конкретной системы очень сложна. При этом другая система менее полно соответствует требованиям, но легче адаптируется. Естественно, в такой ситуации сделать выбор не просто, особенно если учесть, что все поставщики программ на начальных стадиях проекта утверждают, что их продукты максимально легко адаптируются.

Исходя из всего сказанного, практически любому банку может быть рекомендовано вовлечение консультантов в процесс выбора информационной системы. Уровень такого вовлечения является индивидуальным и может варьироваться от отдельных консультаций в несколько часов до полной организации и исполнения всего проекта выбора АБС.

Мы надеемся, что, используя наши рекомендации, вы сможете подойти к решению проблемы выбора новой автоматизированной банковской системы более взвешенно и подготовленно. Мы уверены, что, используя информацию, изложенную в этой статье, предложенные методики выбора систем и наши рекомендации, вы сможете существенно снизить риски и повысить вероятность успешного завершения всего проекта внедрения новой системы в разумные сроки и в рамках бюджета, так как первоначальная стадия этого процесса — выбор решения, как мы уже отмечали, оказывает колоссальное влияние на все последующие.


Об авторе: Тютюнник Александр Валерьевич — докт. экон. наук, старший консультант, отдел управления операционными и системными рисками, PricewaterhouseCoopers.
 



 
О проекте Конфиденциальность Реклама на портале Услуги Карта сайта  
Copyright © 2002 - 2017 ABSONLINE.RU и Бизнес-сеть "Kinetics". All rights reserved